На этом форуме, может быть, кто-то слышал, что в мире действует дисгеника (отрицательный естественный отбор, "идиократия"): гены, коррелирующие с получением образования, отсеиваются естественным отбором. Грубо говоря, умные люди заводят меньше детей, чем глупые, так что через несколько тысячелетий на планете останутся только глупые. Про это рассказывает Марков, цитирующий серьёзные исследования с большими выборками людей. Так вот на Западе, как я понял, рядовые граждане ничего не слышали и не услышат про эти исследования:
https://en.wikipedia.org/wiki/DysgenicsТут написано, что никакой дисгеники на самом деле нет.
Это означает, что отрицательный отбор действует не только на уровне генов, но и на уровне мемов — неправильные мемы вытесняют правильные.
Насколько я могу судить по своему опыту, на российских научных форумах можно нормально обсуждать такую тему, а на западных не получится (мою тему про дисгенику на форуме physicsforums.com закрыли).
Полагаю, общая суть всех этих проблем — специализация. Каждому человеку выгодно разбираться только в том, что позволяет ему зарабатывать, и не тратить ресурсы мозга на изучением тем, позволяющих ему более компетентно голосовать. И я полагаю, что единственным спасением для человечества было бы законодательно заставить людей изучать такие темы — грубо говоря, издать закон, по которому каждый гражданин должен тратить по полчаса в день на изучение предметов, значимых для общества в целом. Конечно, главная проблема — кто будет определять, какие предметы значимы для общества, а какие нет. Это я и предлагаю обсуждать...