Глагольные породы. G порода
Вы уже практически закончили изучение склонения существительных, как видно, именная морфология в аккадском исключительно бедна. Это с лихвой компенсируется глагольным разнообразием. Можно практически сказать, что вся грамматика аккадского - это нескончаемые глагольные формы. Но не унываем, по крайней мере тут совсем нет неправильных глаголов, семитские глаголы - это скорее алгебра, чем картина Дали, как это бывает в греческом.
Мы уже обсудили понятие корня выше, но для собственно спряжения этого мало, сначала нам нужна
основа глагола, на которую собственно и будут цепляться личные аффиксы. В аккадском в общей сложности есть 3 времени: настояще-будущее (дуратив), претерит и перфект изъявительного наклонения, повелительное наклонение и прекатив (что-то типа оптатива/ субъюнктива в других языках). Но кроме этого, в аккадском есть такое явление как
породы. Порода - это не время или наклонение, это нечто абсолютно под углом 90 градусов.
Порода - это
способ реализации действия, выраженного глаголом. В русском языке тоже есть породы, правда, их называют
видами. Т.е. как глагол может быть совершенного или несовершенного вида, и при этом иметь все времена (настоящее, прошедшее, будущее) и наклонения, так и аккадский глагол может быть в любой из 12 возможных пород (на практике не у всех глаголов используются все породы, так что реально их намного меньше) и при этом быть в любом из времен.
Породы распределяются под 4 крупными рубриками: G, D, Š, N, внутри которых есть "просто главная порода", "порода с инфиксом tan" и "порода с инфиксом t". Последние сокращённо называют Gtan, Dt, Ntan и т.д.
Итак, что из себя представляют эти мистические буквы? Нам для начала нужна только G порода. Она - самая базовая, самая простая и самая часто встречающаяся. G происходит от немецкого Grundstamm, что и значит "базовая основа". В этой породе у глагольного корня - самое базовое значение корня, без каких-то дополнительных ньюансов. Именно поэтому с неё и начинают, постепенно расширяя "репертуар" на другие породы.
Гласная глагольной основы
Счастье уже так близко, мы в одном шаге от спряжения глаголов, как тут нас ожидает засада. Кроме 3 согласных корня у семитского глагола есть так называемая "гласная основы", которая регулярно вылазит во всех спрягаемых формах между 2ой и 3ьей согласной. Так как базовых гласных в семитских 3 (a, i, u), то и классов глаголов (можете их считайте их спряжениями) должно быть 3, но на самом деле их 4. Стоит заметить, что эта гласная - лексическая, устанавливается по словарю, но даже по происшествии 3 тысяч лет очевидно, что у неё был какой-то собственный смысл, поэтому носители их определяли скорее всего интуитивно, а не зазубриванием многотысячных списков глаголов.
1ый класс, глаголы с корневой I - сюда попадают предельные глаголы (тнз телические, с оттенком "до победного конца"), например
nakāsu зарезать,
pašātu стереть,
elû поднятьcя2ой класс, глаголы с корневой U - непереходные или непредельные (т.е. если движение - то без конкретного назначения):
balāṭu жить,
lasāmu бежать. Сюда же глаголы, связанные с изданием звуков:
zamāru петь,
dabāru говорить.
3ий класс, глаголы с корневой А: сюда попадают глаголы, которые в других языках называют медийными, т.е. действие направлено не на кого-то, а на самого деятеля (в русском языке часто, но не всегда, это возвратные глаголы):
lamādu учиться,
labāšu носить (одежду)
И внезапно,
4ый класс - класс глаголов-перевёртышей, у которых в настоящем времени A, а в прошедшем U. Сюда попадают переходные глаголы с низким воздействием, например
amāru видеть,
šapāru отослать. Как видите, отличие от I-класса в том, что с объектом в принципе ничего не происходит от того, что на него посмотрели или его положили в посылку и послали, в отличие от "зарезать, уничтожить".
Конечно, это всё - только общие принципы, есть необъяснимые исключения, но хорошо в голове иметь хотя бы примерную табличку, почему та или иная гласная, это помогает найти определённую систему во всеобщем хаосе. Так как все инфинитивы идут по модели
parāsu, т.е. неважно какой глагол, в инфинитиве мы увидим только а-ā, логично, что там гласная основы не видна. Поэтому в словарях принято после инфинитива указывать гласную в скобках, например вот так:
šarāqum (i)
украстьmahārum (a/u)
получить - в этом случае речь и идёт о 4ом классе, первая гласная - это гласная наст.вр., вторая - претерита.
Теперь, когда мы стали счастливыми обладателями корневой гласной, возникает вопрос, а зачем она нам нужна. Об этом в следующем параграфе.