Когда согласовывали устав Лиги Наций, туда не стали включать три ключевых положения. Во-первых, предложение японской делегации (!) о равенстве рас; во-вторых, положение о свободе религий; а в-третьих, великий и эпохальный проект, с которым носилась французская сторона – проект о создании у Лиги Наций своих собственных вооруженных сил.
Эту "мировую армию" представляли себе по-разному, но базовый проект подразумевал, что она будет именно полноценной армией, со всеми положенными вооружениями и родами войск. Командовать ей должен был специальный международный Генеральный штаб при Лиге Наций.
Кроме того, "мировая армия" получала бы право инспектировать вооруженные силы всех стран-членов Лиги и, соответственно, оценивать, выполняют ли они всякие конвенции, и не готовят ли случаем какое-нибудь агрессивное нападение.
Также ожидалось (в первую очередь французской стороной), что этот Генеральный штаб возглавит маршал Фердинанд Фош: тот самый, который в 1918 был главнокомандующим союзных войск, а потом в Компьене подписал перемирие, окончившее ПМВ.
Сам Фош к Лиге Наций относился двояко. В целом он считал ее глупостью, "queer anglo-saxon fancy" (!!) [история не сохранила оригинала этой прелестной фразы, поскольку процитирована она в дневнике британского дипломата]. Но если уж такую глупость и претворять в жизнь, полагал Фош, то только с вооруженными силами, иначе толку от всех этих лозунгов по установлению мира и предотвращению войн не будет никакого.
Большинство будущих членов Лиги пришли в ужас от перспективы, во-первых, международной организации со своей армией – эдакого над-государства, которое станет, собственно, надзирать и наказывать, – а во-вторых, от того, что все это дело возглавит Фердинанд Фош.
Даже ближайшие союзники, Британия и США, заявили, что общественность у них ни на что подобное не согласится.
Так проект и был похоронен – и можно лишь попытаться представить, как бы выглядел международный порядок с такой вот зубастой Лигой Наций.
https://tgstat.ru/channel/@stalagnull/1112