Если вкратце,
в 80-е и 90-е было много надежд на возрождение языка и постепенно открывались школы, где обучают на баскском. Телевидение, неплохие мульфильмы для детей, передачи и пр. Мощный административный ресурс. Предполагается, что дети басков должны учиться в школе на "родном языке", знание языка нужно для определенных должностей, есть административные шаги по сдерживанию наплыва мигрантов из других регинов.
Однако:
норма носит все равно искусственный характер и нет более престижного диалекта, часть диалектов далека от нормы, для многих, выучивших диалект в детстве, большая проблема перейти на норму,
заседания Академии баскского языка проходили на испанском долгие годы,
80% детей начинают говорить на испанском до школы, в школе занятия ведет учительница, для которой это тоже не ее первый язык, родители не могут помочь с домашним заданием, результаты обучения хуже, чем на испанском,
основные виды досуга молодежи: видеоигры, ютуб и пр., общение в соцсетях, с друзьями - на испанском, даже у детей, у которых и в семье баскский язык, и в школе,
элиты предпочитают отдавать своих детей в школу с хорошим английским, в то время как школы с баскским остаются для менее обеспеченных. Естественно, можно отправить детей учиться и за рубеж. Английский дает лучшие перспективы обучения в различных вузах мира и дальнейшего трудоустройства.
Итог: язык как будто бы жив, как будто бы много носителей литнормы, но, как правило, пассивных, редко использующих язык на работе и в быту, имеющие более низкие результаты обучения и более органиченные перспективы дальнейшего обучения в крупных вузах и возможности построить карьеру.
А статистика прекрасная.