Нестандартный взгляд на нынешнюю агрессию РФ против Украины от А. Кунгурова: «Первая хрестоматийная маленькая победоносная война в истории России – та, что ведет сегодня Пыня против Украины. И она неминуемо будет проиграна. История МПВ не знает иных примеров».
ЯПОНСКАЯ ВОЙНА (1904-1905). Несмотря на то, что эта позорно проигранная бойня подарила миру само понятие МПВ, таковой по характеру она не являлась. С момента своего возникновения (на самом деле даже чуть раньше) Российская империя с маниакальным упорством пыталась вернуть крест на Святую Софию, то бишь захватить Константинополь и черноморские проливы, тем самым расширив зону своего влияния на Средиземноморье, а Балканы взяв под непосредственный контроль. Вопрос «Зачем?» в данном случае глубоко вторичен. Не зачем, а почему. Потому что империя – это государство, перманентно существующее в состоянии внешней экспансии. Остановка расширения означает смерть империи. Экспансия может осуществляться в разных форматах – культурном, торговом, промышленном. Но поскольку Россия возникла как империя сугубо военная, то и форма экспансии у нее была только одна – путем захватнических войн.
И вот империя более полутора столетий билась буйной головой в черноморские утесы, пока формально выигранная война с турками 1877-1878 гг. (по факту – провальная, если принимать во внимание итоги Берлинского конгресса) не убедила Петербург в тщете прихерачить свой щит к вратам Царьграда. Не беда, к тому времени уже вполне оформилось южное направление экспансии в Среднюю Азию. Остроту этому сюжету добавляло соперничество с Великобританией в рамках Большой игры. К 90-м годам XIX столетия потенциал движения на юг оказался исчерпан. Поэтому взор русского медведя оказался обращен на Дальний Восток, где в кооперации с европейскими державами и США, а иногда и конкурируя с ними, цари принялись энергично дерибанить Китай.
СОВЕТСКО-ФИНСКАЯ ВОЙНА (1939-1940). Она еще менее соответствует критериям МПВ. Во-первых, ни малейших признаков социального конфликта в СССР не наблюдалось. Авторитет вождя находился в зените. Отвлекать внимание общества от внутренних проблем не было ни малейшей нужды. Да и формально война принесла Москве победу и территориальные приобретения. Большие потери? Реальные безвозвратные потери составляют 127 тысяч убитых советских солдат против 26 тысяч финских, то есть соотношение почти 5:1. Нормальным считается трехкратное превышение потерь у наступающей стороны. Тем более в данном случае приходилось прорывать стационарную линию обороны. Всего в ходе войны погиб примерно каждый шестой задействованный советский военнослужащий и каждый 10-й финский солдат. Оценивая долгосрочные последствия советско-финской войны, стоит признать, что она явилась явным внешнеполитическим провалом Москвы, но при том ни малейших причин считать ее МПВ нет. В то же самое время военная экспансия в западном направлении развивалась вполне успешно, принеся советской империи существенные территориальные приращения – Прибалтику, Западные Украину и Белоруссию, Бессарабию и Северную Буковину.