Вот мне как раз удивительно, как абсолютники воспринимают музыку, если они слышат и как-то идентифицируют отдельные ноты, а не интервалы, ступени лада и гармонические функции, как нормальный музобразованный или интуитивно музыкально развитый относительник.
она звучит как музыка, только при этом каждая слышимая нота ассоциируется с определенным словом
мой муз опыт (15 лет занятий до того как решил не поступать в консерваторию) можно поделить на два этапа
1. подогтовительный класс и первые три класса музыкалки: слышатся только отдельные ноты
те же интервалы и аккорды высчитываются, часто невозможно определить какая нота в выше (условно до-ми-соль, ми-соль-до, соль-до-ми звучат примерно одинаково), из-за чего обращения аккордов - пытка, можно перепутать кварту с квинтой, терцию с секстой итп
2. после перехода в другую музыкалку, со мной стали заниматься индивидуально и это все "исправлять", таким образом развив оносительный поверх абсолютного, т.е. определять интервалы, аккорды с их обращением через несколько лет перестало быть проблемой, но каждая нота в них все равно "говорит" свое название
возможно, стоит добавить, что услышать/расслышать абсолютно все ноты невозможно, то есть это больше похоже на:
- все ноты в мелодии + тональность в гармонии
- если полифония, то в принципе слышны все ноты, но они смешиваются
- голос, который выше, лучше улавливается
- в быстром темпе названия нот в принципе проносятся в голове без "диез/бемоль", но при этом эти диезы и бемоли осознаются
И главный вопрос на засыпку: как, блин, абсолютник будет воспринимать музыку, звучащую в настройке отличной от стандартной? Например, он привык к нынешнему стандарту ля1=440..443 Гц, а ему возьми да сыграй в настройке старинного стандарта (например, времён примерно Моцарта или чуть ранее) где-нибудь ля1=410..415 Гц, и чё, какие там ноты ему услышатся?
я не могу сказать про скрипачей, но как пианист, привыкший к равномерно-темперированному строю
- если сдвиги по полтона, воспринимается на слух в соответствующей тональности; если произведение знакомое - когнитивный диссонанс
- играть самому невозможно без подготовки
- это НЕ то же самое, что транспонировать с листа (при транспонировании с листа высчитываешь, что должно получиться и нажимаешь на соответствующие клавиши)
- это НЕ то же самое, что играть на транспонирующем инструменте (они одноголосные (если не брать современные техники исполнения), мозг успевает высчитать, что должно получиться - был опыт с кларнетом и трубой); возможно, если бы когда-нибудь пробовал саксофон-альт, тупил бы из-за большой сексты; но навык чтения партитур помогает с этим справиться
- это НЕ то же самое, что играть на расстроенном инструменте - почему-то в этом случае параллельно, хуже, когда просто все сдвинуто на полтона, тон итп
что касается всяких четвертитонов и меньше
- слух зонирован, то есть в пределах определнных частот ноты воспринимаются одинаково (если их только не играть одну за другой)
- если фа настроена так, что она ближе к фа, чем к фа-диез - это просто фа (и наоборот)
- ровные четвертитоны воспринимаются как рандомно, то есть если вы сыграете сферический фа-полудиез в вакууме, то услышится либо фа либо фа-диез 50/50
- если сыграть фа - фа-полудиез, это будет как воспринято как "странный" фа - фа-диез (если не предупреждал никто о том, что в произведении есть микрохроматика)