Author Topic: Философия российского общества  (Read 1677623 times)

Offline pitonenko

  • ***
  • Posts: 26982
  • Карма: +732/-9744
  • Gender: Male
    • View Profile
Re: Философия российского общества
« Reply #7230 on: 04 December 2025, 21:03:25 »
  • 0
  • 0
Был такой институт М-Э-Л-С.
Это сокращение
Ждёт тебя дорога к партизанам в лес густой

Offline bvs

  • Герой
  • *
  • Posts: 4535
  • Карма: +460/-25
    • View Profile
Re: Философия российского общества
« Reply #7231 on: 04 December 2025, 21:04:54 »
  • 0
  • 0
При ультралевом т. Сталине, например, были запрещены аборты и отказались от идеи мировой революции.
Запрет абортов левачеству не противоречит - если запрет обусловлен не религиозными соображениями, а тем, что нужно больше пушечного мяса для мировой революции.

Offline 2Easy

  • Дважды герой
  • **
  • Posts: 6752
  • Карма: +897/-155
    • View Profile
Re: Философия российского общества
« Reply #7232 on: 05 December 2025, 05:09:58 »
  • 0
  • 0
Если вы называет леваками/ультралевыми/левыми экстремистами последователей Джугашвили перед 2МВ, то с этим можно согласиться с той лишь оговоркой, что они представляли гос-во с достаточно крупной армией и карательной машиной, а не являлись партизанскими отрядами в сельве.
Ультралевые это Мао и Пол Пот. Сталин скорее к идеологии марксизма-ленинизма относился утилитарно, хотя и возглавлял компартию, но идейным марксистом его вряд ли можно назвать.
Я бы вам поверил если бы сравнили с Лениным и Троцким, но Мао и Пол Пот, серьёзно?

Offline 2Easy

  • Дважды герой
  • **
  • Posts: 6752
  • Карма: +897/-155
    • View Profile
Re: Философия российского общества
« Reply #7233 on: 05 December 2025, 05:13:19 »
  • 0
  • 0
При ультралевом т. Сталине, например, были запрещены аборты и отказались от идеи мировой революции.
Запрет абортов левачеству не противоречит - если запрет обусловлен не религиозными соображениями, а тем, что нужно больше пушечного мяса для мировой революции.
Внезапно ничто из правой повестки не противоречит левачеству, даже национализм и свободный рынок. Но если мы будем смотреть так глубоко, мы выпадем из мейнстримной концепции политического спектра, которая хотя максимально поверхностна и упрощена, но в споре с ней человек будет выглядеть маргиналом.

Offline Владимир

  • Гуру форума
  • Трижды герой
  • *****
  • Posts: 39791
  • Карма: +6594/-114
    • View Profile
Re: Философия российского общества
« Reply #7234 on: 05 December 2025, 07:08:14 »
  • 1
  • 0
Ультралевые это Мао и Пол Пот. Сталин скорее к идеологии марксизма-ленинизма относился утилитарно, хотя и возглавлял компартию, но идейным марксистом его вряд ли можно назвать.
Мао всегда считал себя последователям Сталина, даже с Хрущёвым поругался на это почве. А утилитарным российским государственником считают Джугашвили нынешние российские сталинисты.

Offline bvs

  • Герой
  • *
  • Posts: 4535
  • Карма: +460/-25
    • View Profile
Re: Философия российского общества
« Reply #7235 on: 06 December 2025, 21:54:25 »
  • 0
  • 0
Мао всегда считал себя последователям Сталина, даже с Хрущёвым поругался на это почве. А утилитарным российским государственником считают Джугашвили нынешние российские сталинисты.
Это был предлог чтобы избавиться от опеки "старшего брата", которой он тяготился. А Сталина он оценивал по формуле 7/3 и критиковал его за колониальное отношение к Китаю.

Offline pitonenko

  • ***
  • Posts: 26982
  • Карма: +732/-9744
  • Gender: Male
    • View Profile
Re: Философия российского общества
« Reply #7236 on: 07 December 2025, 07:53:39 »
  • 1
  • 0
Мао национализм так и не изжил
Ждёт тебя дорога к партизанам в лес густой

Offline pitonenko

  • ***
  • Posts: 26982
  • Карма: +732/-9744
  • Gender: Male
    • View Profile
Re: Философия российского общества
« Reply #7237 on: 07 December 2025, 07:55:55 »
  • 0
  • 0
Сейчас вспоминаю, единственным искренним марксистом был Э. Ходжа. Ревизионизма не допускал.
Ждёт тебя дорога к партизанам в лес густой

Offline 2Easy

  • Дважды герой
  • **
  • Posts: 6752
  • Карма: +897/-155
    • View Profile
Re: Философия российского общества
« Reply #7238 on: 07 December 2025, 08:27:16 »
  • 0
  • 0
Сейчас вспоминаю, единственным искренним марксистом был Э. Ходжа. Ревизионизма не допускал.
"Ревизионизм" это формула маоистов для зачистки собственных рядов от неугодных и для объяснения конфликтов с другими социалистическими государствами. Пожалуй из всего соцлагеря маоисты только с Албанией дружили по-настоящему. А вот советские в такой парадигме не мыслили, да и с Албанией были тёрки, даже до вооружённого конфликта дошло. Вы чьих будете?

Offline pitonenko

  • ***
  • Posts: 26982
  • Карма: +732/-9744
  • Gender: Male
    • View Profile
Re: Философия российского общества
« Reply #7239 on: 07 December 2025, 09:01:19 »
  • 0
  • 0
Маоисты и Албанией разо...ись
Ждёт тебя дорога к партизанам в лес густой

Offline cetsalcoatle

  • Эльрат – дракон света
  • Глобальный модератор
  • Дважды герой
  • *****
  • Posts: 9157
  • Карма: +995/-372
  • Благородный муж прям и твёрд, но не упрям.
    • View Profile
Re: Философия российского общества
« Reply #7240 on: 07 December 2025, 17:24:37 »
  • 1
  • 0
Сейчас вспоминаю, единственным искренним марксистом был Э. Ходжа. Ревизионизма не допускал.
Единственными искренними марксистами являются муравьи.
WHITE LIVES MATTER.

Всё, что нужно для счастья, — это тело, не страдающее от боли, и душа, свободная от тревог. (с) Эпикур

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Simba mwenda pole ndiye mla nyama

Offline Владимир

  • Гуру форума
  • Трижды герой
  • *****
  • Posts: 39791
  • Карма: +6594/-114
    • View Profile
Re: Философия российского общества
« Reply #7241 on: 07 December 2025, 19:16:44 »
  • 0
  • 0
Единственными искренними марксистами являются муравьи.
Кстати, распространённая метафора в фантастической лит-ре. У Р. Хайнлайна в "Starship troopers" общественный строй арахнид назван коммунистическим, а И. Ефремов в «Часе быка» характеризует социализм в Китае во второй половине 20 в. как муравьиный.

Offline 2Easy

  • Дважды герой
  • **
  • Posts: 6752
  • Карма: +897/-155
    • View Profile
Re: Философия российского общества
« Reply #7242 on: 07 December 2025, 20:53:29 »
  • 0
  • 0
Единственными искренними марксистами являются муравьи.
Кстати, распространённая метафора в фантастической лит-ре. У Р. Хайнлайна в "Starship troopers" общественный строй арахнид назван коммунистическим, а И. Ефремов в «Часе быка» характеризует социализм в Китае во второй половине 20 в. как муравьиный.
А Салтыков-Щедрин называл коммунистический строй идиотическим:
Quote
В то время еще ничего не было достоверно известно ни о коммунистах, ни о социалистах, ни о так называемых нивелляторах* вообще. Тем не менее нивелляторство существовало, и притом в самых обширных размерах. Были нивелляторы «хождения в струне», нивелляторы «бараньего рога», нивелляторы «ежовых рукавиц» и проч. и проч. Но никто не видел в этом ничего угрожающего обществу или подрывающего его основы. Казалось, что ежели человека, ради сравнения с сверстниками, лишают жизни, то хотя лично для него, быть может, особливого благополучия от сего не произойдет, но для сохранения общественной гармонии это полезно, и даже необходимо. Сами нивелляторы отнюдь не подозревали, что они — нивелляторы, а называли себя добрыми и благопопечительными устроителями, в мере усмотрения радеющими о счастии подчиненных и подвластных им лиц…

Такова была простота нравов того времени, что мы, свидетели эпохи позднейшей, с трудом можем перенестись даже воображением в те недавние времена, когда каждый эскадронный командир, не называя себя коммунистом, вменял себе, однако ж, за честь и обязанность быть оным от верхнего конца до нижнего.

Угрюм-Бурчеев принадлежал к числу самых фанатических нивелляторов этой школы*. Начертавши прямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый и невидимый мир, и притом с таким непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни взад ни вперед, ни направо, ни налево. Предполагал ли он при этом сделаться благодетелем человечества? — утвердительно отвечать на этот вопрос трудно. Скорее, однако ж, можно думать, что в голове его вообще никаких предположений ни о чем не существовало. Лишь в позднейшие времена (почти на наших глазах) мысль о сочетании идеи прямолинейности с идеей всеобщего осчастливления была возведена в довольно сложную и неизъятую идеологических ухищрений административную теорию, но нивелляторы старого закала, подобные Угрюм-Бурчееву, действовали в простоте души, единственно по инстинктивному отвращению от кривой линии и всяких зигзагов и извилин. Угрюм-Бурчеев был прохвост в полном смысле этого слова.* Не потому только, что он занимал эту должность в полку, но прохвост всем своим существом, всеми помыслами. Прямая линия соблазняла его не ради того, что она в то же время есть и кратчайшая — ему нечего было делать с краткостью, — а ради того, что по ней можно было весь век маршировать и ни до чего не домаршироваться. Виртуозность прямолинейности, словно ивовый кол, засела в его скорбной голове и пустила там целую непроглядную сеть корней и разветвлений. Это был какой-то таинственный лес, преисполненный волшебных сновидений. Таинственные тени гуськом шли одна за другой, застегнутые, выстриженные, однообразным шагом, в однообразных одеждах, всё шли, всё шли… Все они были снабжены одинаковыми физиономиями, все одинаково молчали и все одинаково куда-то исчезали. Куда? Казалось, за этим сонно-фантастическим миром существовал еще более фантастический провал, который разрешал все затруднения тем, что в нем все пропадало, — все без остатка. Когда фантастический провал поглощал достаточное количество фантастических теней, Угрюм-Бурчеев, если можно так выразиться, перевертывался на другой бок и снова начинал другой такой же сон. Опять шли гуськом тени одна за другой, все шли, все шли…

Еще задолго до прибытия в Глупов, он уже составил в своей голове целый систематический бред, в котором, до последней мелочи, были регулированы все подробности будущего устройства этой злосчастной муниципии. На основании этого бреда вот в какой приблизительно форме представлялся тот город, который он вознамерился возвести на степень образцового.

Посредине — площадь, от которой радиусами разбегаются во все стороны улицы, или, как он мысленно называл их, роты. По мере удаления от центра, роты пересекаются бульварами, которые в двух местах опоясывают город и в то же время представляют защиту от внешних врагов. Затем форштадт, земляной вал — и темная занавесь, то есть конец свету. Ни реки, ни ручья, ни оврага, ни пригорка — словом, ничего такого, что могло бы служить препятствием для вольной ходьбы, он не предусмотрел. Каждая рота имеет шесть сажен ширины — не больше и не меньше; каждый дом имеет три окна, выдающиеся в палисадник, в котором растут: барская спесь, царские кудри, бураки и татарское мыло. Все дома окрашены светло-серою краской, и хотя в натуре одна сторона улицы всегда обращена на север или восток, а другая на юг или запад, но даже и это упущено было из вида, а предполагалось, что и солнце и луна все стороны освещают одинаково и в одно и то же время дня и ночи.

В каждом доме живут по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков и по двое малолетков, причем лица различных полов не стыдятся друг друга. Одинаковость лет сопрягается с одинаковостию роста. В некоторых ротах живут исключительно великорослые, в других — исключительно малорослые, или застрельщики. Дети, которые при рождении оказываются необещающими быть твердыми в бедствиях, умерщвляются; люди крайне престарелые и негодные для работ тоже могут быть умерщвляемы, но только в таком случае, если, по соображениям околоточных надзирателей*, в общей экономии наличных сил города чувствуется излишек. В каждом доме находится по экземпляру каждого полезного животного мужеского и женского пола, которые обязаны, во-первых, исполнять свойственные им работы и, во-вторых, — размножаться. На площади сосредоточиваются каменные здания, в которых помещаются общественные заведения, как-то: присутственные места и всевозможные манежи: для обучения гимнастике, фехтованию и пехотному строю, для принятия пищи, для общих коленопреклонений и проч. Присутственные места называются штабами, а служащие в них — писарями. Школ нет, и грамотности не полагается; наука числ преподается по пальцам. Нет ни прошедшего, ни будущего, а потому летосчисление упраздняется. Праздников два: один весною, немедленно после таянья снегов, называется «Праздником неуклонности» и служит приготовлением к предстоящим бедствиям; другой — осенью, называется «Праздником предержащих властей» и посвящается воспоминаниям о бедствиях, уже испытанных. От будней эти праздники отличаются только усиленным упражнением в маршировке.

Такова была внешняя постройка этого бреда. Затем предстояло урегулировать внутреннюю обстановку живых существ, в нем захваченных. В этом отношении фантазия Угрюм-Бурчеева доходила до определительности поистине изумительной.

Всякий дом есть не что иное, как поселенная единица, имеющая своего командира и своего шпиона (на шпионе он особенно настаивал) и принадлежащая к десятку, носящему название взвода. Взвод, в свою очередь, имеет командира и шпиона; пять взводов составляют роту, пять рот — полк. Всех полков четыре, которые образуют, во-первых, две бригады и, во-вторых, дивизию; в каждом из этих подразделений имеется командир и шпион. Затем следует собственно Город, который из Глупова переименовывается в "вечно-достойныя памяти великого князя Святослава Игоревича город Непреклонск ". Над городом парит окруженный облаком градоначальник или, иначе, сухопутных и морских сил города Непреклонска обер-комендант, который со всеми входит в пререкания и всем дает чувствовать свою власть. Около него… шпион!!

В каждой поселенной единице время распределяется самым строгим образом.* С восходом солнца все в доме поднимаются; взрослые и подростки облекаются в единообразные одежды (по особым, апробованным градоначальником рисункам), подчищаются и подтягивают ремешки. Малолетные сосут на скорую руку материнскую грудь; престарелые произносят краткое поучение, неизменно оканчивающееся непечатным словом; шпионы спешат с рапортами. Через полчаса в доме остаются лишь престарелые и малолетки, потому что прочие уже отправились к исполнению возложенных на них обязанностей. Сперва они вступают в «манеж для коленопреклонений», где наскоро прочитывают молитву; потом направляют стопы в «манеж для телесных упражнений», где укрепляют организм фехтованием и гимнастикой; наконец, идут в «манеж для принятия пищи», где получают по куску черного хлеба, посыпанного солью. По принятии пищи выстраиваются на площади в каре, и оттуда, под предводительством командиров, повзводно разводятся на общественные работы. Работы производятся по команде. Обыватели разом нагибаются и выпрямляются; сверкают лезвия кос, взмахивают грабли, стучат заступы, сохи бороздят землю, — всё по команде. Землю пашут, стараясь выводить сохами вензеля, изображающие начальные буквы имен тех исторических деятелей, которые наиболее прославились неуклонностию. Около каждого рабочего взвода мерным шагом ходит солдат с ружьем, и через каждые пять минут стреляет в солнце. Посреди этих взмахов, нагибаний и выпрямлений прохаживается по прямой линии сам Угрюм-Бурчеев, весь покрытый по?том, весь преисполненный казарменным запахом, и затягивает:

Раз — первой! раз — другой! —

а за ним все работающие подхватывают:

Ухнем!
Дубинушка, ухнем!

По вот солнце достигает зенита, и Угрюм-Бурчеев кричит: «Шабаш!» Опять повзводно строятся обыватели и направляются обратно в город, где церемониальным маршем проходят через «манеж для принятия пищи» и получают по куску черного хлеба с солью. После краткого отдыха, состоящего в маршировке, люди снова строятся, и прежним порядком разводятся на работы впредь до солнечного заката. По закате всякий получает по новому куску хлеба и спешит домой лечь спать. Ночью над Непреклонском витает дух Угрюм-Бурчеева и зорко стережет обывательский сон…

Ни бога, ни идолов — ничего…

В этом фантастическом мире нет ни страстей, ни увлечений, ни привязанностей. Все живут каждую минуту вместе, и всякий чувствует себя одиноким. Жизнь ни на мгновенье не отвлекается от исполнения бесчисленного множества дурацких обязанностей, из которых каждая рассчитана заранее и над каждым человеком тяготеет как рок. Женщины имеют право рожать детей только зимой, потому что нарушение этого правила может воспрепятствовать успешному ходу летних работ. Союзы между молодыми людьми устраиваются не иначе, как сообразно росту и телосложению, так как это удовлетворяет требованиям правильного и красивого фронта. Нивелляторство, упрощенное до определенной дачи черного хлеба, — вот сущность этой кантонистской фантазии…
Quote
Портрет этот производит впечатление очень тяжелое. Перед глазами зрителя восстает чистейший тип идиота, принявшего какое-то мрачное решение и давшего себе клятву привести его в исполнение. Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы (в идиоте злость или доброта — совершенно безразличные качества), а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит исключительно им одним. Издали может показаться, что это люди хотя и суровых, но крепко сложившихся убеждений, которые сознательно стремятся к твердо намеченной цели. Однако ж это оптический обман, которым отнюдь не следует увлекаться. Это просто со всех сторон наглухо закупоренные существа, которые ломят вперед, потому что не в состоянии сознать себя в связи с каким бы то ни было порядком явлений…

Обыкновенно противу идиотов принимаются известные меры, чтоб они, в неразумной стремительности, не все опрокидывали, что встречается им на пути. Но меры эти почти всегда касаются только, простых идиотов; когда же придатком к идиотству является властность, то дело ограждения общества значительно усложняется. В этом случае грозящая опасность увеличивается всею суммою неприкрытости, в жертву которой, в известные исторические моменты, кажется отданною жизнь… Там, где простой идиот расшибает себе голову или наскакивает на рожон, идиот властный раздробляет пополам всевозможные рожны и совершает свои, так сказать, бессознательные злодеяния вполне беспрепятственно. Даже в самой бесплодности или очевидном вреде этих злодеяний он не почерпает никаких для себя поучений. Ему нет дела ни до каких результатов, потому что результаты эти выясняются не на нем (он слишком окаменел, чтобы на нем могло что-нибудь отражаться), а на чем-то ином, с чем у него не существует никакой органической связи. Если бы, вследствие усиленной идиотской деятельности, даже весь мир обратился в пустыню, то и этот результат не устрашил бы идиота. Кто знает, быть может, пустыня и представляет в его глазах именно ту обстановку, которая изображает собой идеал человеческого общежития?

Вот это-то отвержденное и вполне успокоившееся в самом себе идиотство и поражает зрителя в портрете Угрюм-Бурчеева.

Offline pitonenko

  • ***
  • Posts: 26982
  • Карма: +732/-9744
  • Gender: Male
    • View Profile
Re: Философия российского общества
« Reply #7243 on: 07 December 2025, 21:20:05 »
  • 0
  • 0
Идиотизм слабо коррелирует с общественными формациями
Ждёт тебя дорога к партизанам в лес густой

Offline Владимир

  • Гуру форума
  • Трижды герой
  • *****
  • Posts: 39791
  • Карма: +6594/-114
    • View Profile
Re: Философия российского общества
« Reply #7244 on: 07 December 2025, 21:48:11 »
  • 0
  • 0
Quote
По вот солнце достигает зенита, и Угрюм-Бурчеев кричит: «Шабаш!» Опять повзводно строятся обыватели и направляются обратно в город, где церемониальным маршем проходят через «манеж для принятия пищи» и получают по куску черного хлеба с солью.
Угрюм-Бурчеев посчитал бы поедание суши бесполезным и даже вредным занятием  :)