«Добро пожаловать на планету Альфа-3–6а. Здесь обнаружены разумные существа, у которых есть свой язык. Вы должны выучить этот язык так хорошо, как только можете.
В процессе обучения первому участнику «эволюционной цепочки» предъявляли на мониторе компьютера пары «объект–слово». 13 простых объектов – геометрическая фигура (квадрат, круг или треугольник) черного, синего или красного цвета, перемещающаяся по горизонтали, либо по спирали, либо по синусоиде. Определявшие их слова длиной два-четыре слога (wupa, lemipo, pohomali) составлялись компьютером совершенно случайно.
После нескольких обучающих демонстраций начиналось тестирование: испытуемому предъявляли объект и просили вспомнить, как его называют инопланетяне. Запомнить за короткое время множество случайных пар «слово–объект» действительно сложновато, а авторы вдобавок еще и сделали задачу заведомо невыполнимой: условно обучив участника 13 словам, на тесте ему показывали уже 27 объектов – список расширялся за счет похожих между собой предметов. Таким образом, названия некоторых объектов тестируемый был вынужден угадать.
Все введенные ответы первого испытуемого сохраняли в памяти компьютера – следующему участнику в качестве слов языка Альфы-3 предлагали именно этот набор (ни один из участников этого, разумеется, не знал, все считали, что просто учат язык). Так моделировали (с большой долей условности) неизбежное изменение только-только формирующегося языка при передаче от «поколения» к «поколению».
В каждой из четырех параллельных эволюционных цепочек было по 10 участников, и каждый прошел через описанный ритуал: учишь некий набор слов – вспоминаешь/угадываешь названия 27 объектов. Каждому следующему участнику доставалась только половина слов, придуманных предшественником. Завершив «прогон», ученые подсчитали, как изменилось количество ошибок при передаче языка от поколения к поколению. Оказалось – если при переходе от 1-го поколения ко 2-ому испытуемый правильно называл только 2–3 предмета из каждых десяти, то к концу цепочки ошибки почти исчезали.
Не располагая полным списком названий рассматриваемых предметов, участники эксперимента запоминали только некоторые из них – и распространяли эти слова на все похожие объекты. Для определения 27 предметов теперь использовали всего пять слов: так, в одном из четырех языков все объекты, движущиеся горизонтально, назывались tuge, движущиеся по спирали – poi, а те, что двигались по синусоиде, различались по форме: квадраты – tupim, круги – miniku, треугольники – tupin. «А цвет для этих инопланетян не важен», – объяснял один из испытуемых.
Большой и бессвязный (вначале) набор слов обрел свойства регулярного лексикона».
https://webnewsite.ru/slovo-za-slovo/?fbclid=IwAR0pQk4pEyjJKU0f2SIuuZRymXGB1U8dCFSMlu8CVQFWiiMIUY5af6J7va4