с начала 40ых как минимум
Гораздо раньше. С самого начала, можно сказать. В числе ранних (впрочем, и не только ранних) "капиталистических" ж.д. РИ очень значительную, если не основную часть составляли ж.д. для вывоза зерна из основных районов его выращивания к портам - в т.ч. и прибалтийским. Риго-Динабургская (и далее на Витебск, Смоленск, Орёл, Грязи, Царицын), Либавская (далее Либаво-Роменская - вначале как ветвь от Петербург-Варшавской, дальше через Минск и Бахмач на Ромны). Более поздняя (и уже не из хлебных регионов, а из Москвы - впрочем, пересекавшая и связанная узлом с ранее построенной ж.д. Торжок-Вязьма, а также с примерно тогда же построенной тем же обществом Петербург-Витебской) Московско-Виндавская, ну и ветви к другим портам.