мне кажется, вы с «нежностями» опять уезжаете в 20 век, сексуальную революцию, курителей марихуаны и кама-сутру. В Риме был вполне конкретный набор качеств, которые они понимали за словом virtus, и мало кто из высшего света Рима ему соответствовал и дело не в нежностях. Виртус - это Рассел Кроу из Гладиатора, эдакий брутальный мачо, который и раненный 100500 стрел в задницу, с мечом торчащим из бедра, весь истекающий кровью, всё равно будет ползти по тонкому, ломающемуся льду, потому что так велел Цезарь. И много таких было в Римском сенате? А если не ползешь по льду, а попиваешь винцо и ходишь в лупанарий по пятницам, то всё - эффеминатус
Про effeminatus - согласен. Про "нежный" - не знаю, лично я не планировал никуда заехать, потому что это гораздо более универсальное слово, чем "женственный". Но, может, заехал сам собой.
(В скобках отмечу, что перевод - совсем не моё. Для меня предел - более-менее понимать смысл, причём обычно получается менее, чем более.)
Но вот кстати, возвращаясь к топику (у Цицерона-то нет effeminatus, это я сам вспомнил, но, может, не зря - характерное такое слово), состарившиеся Гаи Муции вполне могли бы ставить в укор квиритам, что те попивают винцо и по лупанариям ходят. Правдоподобно? Вот Цицерон и аргументирует, что, дескать, не надо впадать в такие крайности: если в меру - ничего страшного.
А я-то сначала подумал, что похоже на христианское: дескать, удовольствия - от лукавого. Христианская культура въелась в нас. Но тащить её к Цицерону - такой же анахронизм, как марихуана. Не было тогда понятия греха...