В американской средней школе был урок о суде над салемскими ведьмами. Учитель объявил, что они будут играть в игру.
«Я шепну каждому из вас на ухо, ведьма вы или обычный человек». Ваша цель собрать как можно большую группу, в которой НЕТ ведьмы. Если в конце окажется, что в группе есть хотя бы одна ведьма - все ученики этой группы получают неудовлетворительную оценку.
Подростки начали допрашивать и осматривать друг друга. Кто ведьма? Кого не принимать в свою группу, чтобы не провалиться? Через некоторое время образовалась одна довольно большая группа, но большинство студентов разделились на небольшие замкнутые группы, отвергая всех, кто, по их мнению, вызывал хоть малейшее подозрение.
- Конец игры! - сказал учитель - А теперь все ведьмы, пожалуйста, поднимите руки!
Никто не поднял руки.
Студенты были в замешательстве. «Нет смысла в этой игре, учитель облажался!»
- Я? - ответил учитель - Были ведьмы в Салеме? Или толпа просто поверила тому, что им сказали? Это урок того, как легко разделить сообщество.
Страха достаточно, чтобы заставить людей искать козла отпущения. Люди, которых можно обвинить во всем плохом, что с нами происходит. Инфляция, боязнь войны, неуверенность в завтрашнем дне, боязнь потерять работу - стоит кого-нибудь обвинить и жить станет легче!
Этот механизм есть во всех культурах. В момент кризиса группа людей ищет виноватого. Жертва становится объектом агрессии всего сообщества. Чтобы, убив или исключив ее, группа обрела мир и равновесие.
Так было с евреями, которых сначала исключили символически, приказав им носить нарукавные повязки со звездой Давида. Когда большая часть общества привыкла к тому, что они «хуже», потому что были отмечены, тогда их было легче арестовывать. Удалить из сообщества. Отведите их туда, где они были убиты.
Никто не спросил, куда пропадают соседи-евреи.
вспомнил рассказ своего коллеги и друга, к сожалению скончавшегося в прошлом году. в те годы он как раз закончил школу с отличием, получил в духе времени и рабочую специальность. Ему предложили место в одном вузе Польской Народной Республики. С госстипендией и т д. Его стали готовить. Быстро обучили начаткам польского языка и прочему. Среди прочего в соответствующих органах объяснили, что ПНР хоть и государство социалистическое, но неоднозначное, возможны провокации и прочие политические неприятности, так что надо будет держать ухо востро. Когда то он собрался и к назначенной дате приехал в город, куда было предписано. Чтобы было легче добраться взял такси и попросил отвезти в вуз. Узнав, что он немец, таксист очень воодушевился и стал объяснять, что как хорошо то, что с немцы сделали с евреями, но жаль не до конца, но ничего, мы сейчас докончим. Дальше таксист живописал, как докончат, поливая евреев последними словами. Польский язык моего друга тогда был далёк от совершенства (это к окончанию вуза он говорил неотличимо от поляков) и он понимал не всё, но он не мог себе представить что в соцстране может такое происходить и только думал с тоской: надо ж, только приехал и сразу провокация!