Как известно, с сегодняшнего дня в российских школах начались разговоры.
«
Разговоры о важном», как пафосно назвал их институт с не менее пафосным названием Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «
Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
Пилотный открытый урок, как известно, провёл ещё 1 сентября
сам президент, из которого удивлённые победители школьных олимпиад и конкурсов узнали о неведомой им доселе
резиновой попе и о том, что жители "ДНР" и "ЛНР" «считают себя частью нашего общего гуманитарного, культурного, языкового пространства».
Сегодня школьникам рассказывали про День знаний и очередной
распильный проект «
Россия — страна возможностей», чей наблюдательный совет возглавляет Сами Знаете Кто.
Но через неделю будет гораздо более важный для Сами Знаете Кого
урок классный час в формате внеурочного мероприятия, которые, кстати, должны обсуждаться с родителями и на проведение которых нужно родительское разрешение. Но родителей в нашей стране спрашивают в последнюю очередь, если дело касается не сбора денег на ремонт школы, шторы в кабинет завуча или новый Lexus директора.
Если первоклашек-второклашек будут учить любить Родину, глядя на родные берёзки, которые на Родине гораздо белее, чем в какой-нибудь Канаде или на Аляске, то детишкам постарше будут вещать уже другое.
3‒4 классы, тема внеурочного занятия — «
От поколения к поколению: любовь россиян к Родине».
Цель занятия: воспитывать у обучающихся третьих-четвертых классов ценностное отношение к нашей Родине – России, принятие идеи о действенной любви к Родине, которая проявляется в добрых делах в отношении близких, малой и большой Родины; формировать гражданскую идентичность, воспитывать гордость за Отчизну.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, самореализация, развитие.
Планируемые результаты:
Личностные: осознавать сопричастность к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края; чувствовать гордость за свою страну;
осознавать, в чем проявляется любовь к Родине.
Учитель: Мы с вами знаем, что мудрость народа отражена в пословицах
и поговорках. Давайте вспомним пословицы о Родине и о любви к ней.
Человек без Родины - что соловей без песни.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Много разных стран, а Родина одна.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Родину-мать ничем не заменишь.
Всякому мила своя Родина.
Счастье Родины дороже жизни.
Постоим горой за свой край родной.
За Родину-мать не страшно умирать.
Родину любить — Родине служить.
Учитель: А в каких из этих пословиц отражена мысль, что любовь к Родине это не только умение восхищаться ее красотой, но и готовность постоять за свою Родину, работать, чтобы Родина стала еще краше и богаче?
Примерные ответы детей:
«Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Счастье Родины дороже жизни.
Постоим горой за свой край родной.
За Родину-мать не страшно умирать.
Родину любить — Родине служить».
Учитель: Предлагаю вам выполнить задание в парах: посоветуйтесь друг с другом и подготовьте объяснение, как вы понимаете пословицу «Родину любить — Родине служить».
Даю вам небольшую подсказку: на доске записаны некоторые значения слова «служить».
Служить:
– исполнять воинские обязанности, быть на военной службе.
– работать, трудиться во имя чего-либо, на благо чего-либо, кого-либо.
И после того, как 10-летние малыши ответят, как прекрасно и не страшно на военной службе помереть за Родину, их спросят:
Учитель: Мы можем с вами сделать вывод, что любовь к Родине с давних времен наши предки понимали и как преклонение перед красотой родной природы, и как готовность к делам на пользу Родине. А кроме пословиц и поговорок, как еще мы можем узнать, как раньше люди понимали любовь к Родине?
Примерные ответы детей: «Можно узнать из легенд, из художественных произведений».
Действительно, на кой нужны исторические источники и исторические произведения, когда о любви к Родине мы можем узнать из мифов и художки!
В 5‒9 классах дело идёт дальше, тема внеурочного занятия — в 5‒7 классах «
Что мы Родиной зовем?», в 8‒9 — «
Мы – жители большой страны».
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну.
Цель занятия: формирование у учащихся целостного представления об исторических событиях, культурных и научных достижениях в России, воспитание патриотизма и ощущения причастности к судьбе родины. Формирование гражданской идентичности и гордости за свою страну.
Формирующиеся ценности при этом что в 5‒7, что в 8‒9 одинаковые, да и от 3‒4 мало отличаются:
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
При дальнейшем написании текста у авторов, видимо, в суматохе перепутались бумажки с необходимыми фразами, поэтому в методичке для 5‒7 классов заголовок выглядит так:
Работа с интерактивным заданием № 1.
Работа с пословицами – копилкой народной мудрости (Установление соответствия)
А в методичке для 8‒9 классов — так:
Работа с интерактивным заданием №2
(Установление соответствия)
Работа с пословицами – копилкой народной мудрости
Но продолжение идентичное:
В копилке народной мудрости – пословицах – выражена глубокая любовь людей к своей родине. Давайте мы их вспомним. Предлагаю «собрать» рассыпавшиеся изречения.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Где родился — там и пригодился.
Разве что для детей помладше пословицы выделены курсивом и напечатаны в центре.
Но пословицы с заверениями, что за Родину надо постоять (видимо, в очереди) и быть за неё горой, это всё семечки.
В методичках для детей, которые, по заверениям
министра образования и науки, «вне политики», содержится вот такой замечательный текст под разными наименованиями:
Творческое задание. Решение проблемных ситуаций.
Подвиг российских солдат в ходе проведения специальной военной операции.
Патриотизм и специальная военная операция Российской армии.
Проявления подлинного патриотизма мы видим и сегодня, прежде всего при проведении специальной военной операции. О ее начале 24 февраля этого года объявил Президент России В.В. Путин. В своем выступлении Президент отметил: «Обстоятельства требуют от нас решительных и незамедлительных действий. Народные республики Донбасса обратились к России с просьбой о помощи». Среди целей специальной военной операции – защитить население Донбасса, подвергавшееся издевательствам и притеснению со стороны киевского режима, разоружить Украину, не дать разместить на ее территории военные базы НАТО.
Российские вооруженные силы совместно с силами ДНР и ЛНР ведут активные действия для достижения этих целей. Огромная военная и иная помощь коллективного Запада украинским властям затягивает боевые действия, увеличивает число жертв операции.
За прошедшие месяцы мы узнали имена наших героев, патриотов России. Вот еще несколько фактов.
Капитан Александр Романов во время боя обнаружил группу украинских националистов и принял решение вытеснить их на минное поле. В результате операции националисты сдались в плен, капитан Романов лично обезвредил 26 мин. Благодаря успешно проведенной операции российские войска без потерь заняли плацдарм.
Вместе со своим подразделением старший сержант Марат Халиков в ходе боя попал в засаду. Несмотря на полученное ранение, он вынес тяжелораненого товарища, захватил врага в плен и добрался до пункта назначения. Благодаря его действиям тяжелораненый солдат выжил.
Лейтенант Мария Мирошниченко, ординатор хирургического отделения, награждена медалью «За отвагу». Она вынесла раненых российских солдат после обстрела санитарной машины. При этом сама получила осколочные ранения.
Детишкам помладше после этого замечательного текста, вместо которого можно было просто включить на полчаса любой федеральный канал в прайм-тайм, предлагаются вопросики и беседа:
Предлагаемые вопросы:
Какие действия можно отнести к подвигу?
В чем заключаются героические действия врача Марии Мирошниченко?
Как, на ваш взгляд, такие поступки связаны с любовью к Родине?
По итогам творческого задания учитель организует беседу – встречались ли ребята с такими случаями в жизни, как реагировали, какие ответы предлагали участникам таких диалогов.
Этот разговор подводит учеников к пониманию того, что любовь к своей Родине не обязательно выражать громкими словами. Она проявляется в малых делах и постепенных успехах каждого из учащихся: в знании истории своей страны, ее традиций и обычаев, понимании, что стоит за простыми действиями – помощь друзьям и близким, уважение к старшим.
Однако беседа описывается для разных классов разными словами:
Беседа о единстве страны, о том, что необходимо сохранять свою культуру, защищать свой народ.
Беседа о единстве страны, о том, что необходимо защищать свой народ и сохранять свою культуру.
То ли опять карточки перепутались, то ли на первое место выставляются более важные, по мнению разработчиков, вещи: коли через год ты можешь уже закончить школу, пора задуматься, что надо защищать страну. А то ведь, сам понимаешь, базы НАТО на носу…
Но если ты не успел в прошлом году убежать из школы в армию и всё-таки учишься в 10 или 11 классе, то это заблуждение будут пытаться развеять всеми силами.
Кроме вышепроцитированного текста в мероприятии «
Мы сами создаем свою Родину» тебе предложат на выбор исторические события:
Работа с интерактивным заданием № 1. «История моей страны»
Во времена особых испытаний люди особенно ярко проявляют патриотические чувства, свои лучшие качества.
Вспомним некоторые значимые исторические события. Предлагаю выполнить интерактивное задание «Лента времени»
Рассмотрите ленту времени и определите, что происходило в различные годы нашей истории. Вспомните о подвигах русского народа во имя своей Родины.
СОБЫТИЕ | ДАТА |
А) Невская битва | 1) 1240 | |
Б) Ледовое побоище | 2) 1242 | |
В) Куликовская битва | 3) 1380 | |
Г) Освобождение Москвы от польских интервентов | 4) 1612 | |
Д) Русско-турецкая война | 5) 1787–1791 | |
Е) Отечественная война | 6) 1812 | |
Ж) Первая мировая война | 7) 1914-1918 | |
З) Великая Отечественная война | 8) 1941–1945 | |
Почему-то ни первый полёт человека в космос, ни открытие периодического закона химических элементов подвигами не считаются.
А в заключение педагог объяснит молодёжи, из которой желает сделать патриотически настроенную, что он под этим понимает:
Педагог. В чем вы видите преемственность понимания патриотизма у людей разных поколений? Что, на ваш взгляд, в наибольшей степени способствует формированию патриотических настроений и чувств?
(Педагог комментирует ответы, говорит напутственные слова)
Стать патриотом нельзя, если только декларировать лозунги. По-настоящему патриотически настроенные люди готовы защищать свою Родину с оружием в руках, но это не единственный путь проявления патриотизма.
Патриотизм проявляется в малых делах – знании истории своей страны, уважении ее культуры и традиций, поэтому патриотом является тот из нас, который готов действовать на благо свой страны, своей отчизны.
Но в первую очередь всё-таки — с оружием в руках. Вы ж понимаете, дети — зэков и бомжей уже не хватает, ваши папаши алкоголики и больные, а вы — здоровая, сильная и патриотическая молодёжь, вам и автоматы в руки!
Видимо, г-жа Ольга Юрьевна Васильева после ухода с поста министра просвещения в 2020 году на пост безальтернативного президента Российской академии образования резко поменяла свои взгляды и теперь РАО (не ЕЭС) под её чутким руководством готовит политические методички для тех же самых детей.
А нынешний министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов (вы вообще слышали про такого?) тихо сидит в составе Генерального совета «Единой России».
Хотя постойте, член генсовета едра тихо сидеть не может, это не
по понятиям по чину.
МОСКВА, 19 апр - РИА Новости. События о специальной военной операции появятся в школьных учебниках, сообщил министр просвещения Сергей Кравцов на первом историческом школьном форуме "Сила - в правде!".
"Конечно, мы дополним учебники истории, программы по истории теми событиями, которые происходят сейчас, в том числе событиями, которые связаны со спецоперацией", - сказал Кравцов.
МОСКВА, 9 июн - РИА Новости. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов назвал "жестом отчаяния" включение в санкционный список со стороны Киева, а также заявил, что подобное решение не сможет воспрепятствовать интеграции Донбасса и освобожденных территорий в единое образовательное пространство с Россией.
"Сегодняшнее решение Киевского режима говорит о его недееспособности и неспособности контролировать ситуацию. Это жест отчаяния, который все равно не сможет воспрепятствовать интеграции Донбасса и освобожденных территорий в единое образовательное пространство с Россией", - сказал Кравцов.
МОСКВА, 27 июн - РИА Новости. Количество учебников истории должно сокращаться, они должны меняться, заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
"Мы видим, к каким ужасающим последствиям привело искажение истории в украинских учебниках. Учебники истории должны меняться, должно сокращаться их количество. Это однозначно", - сказал Кравцов на заседании Совета при президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей на тему "Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: традиции, ценности, ориентиры".
МОСКВА, 31 авг - РИА Новости. Система образования на Украине была антироссийской, а украинские дети стали ее заложниками, заявил министр просвещения России Сергей Кравцов.
В продолжение разговора про важность интеграции школ Донбасса в российскую систему образования министр отметил влияние системы образования Украины на детей.
"Заставили организовать так систему образования, которая фактически была антироссийской. Мы братские народы, и дети стали заложниками вот той политики, которая проводилась", - сказал Кравцов на общероссийском родительском собрании. Он добавил, что многие факты в учебниках, исторические данные были искажены, многие дети не знали, что мы жили в одной стране.
Как мы понимаем, вследствие недостатка белой бумаги необходимого тиража изменённых учебников истории допечатать не удалось и минпросвет пошёл на жест отчаяния — введение устных занятий-бесед, для которых достаточно подготовить презентации и снять дешёвые видеоролики, но зато поставить их первыми в неделю, сразу после патриотического
поднятия флага и пропевания гимна, стоя на линейке перед школой в любую погоду ранним утром (а на носу зима).