Несколько фотографий из другой поездки — август 2017 года, село Растопуловка Приволжского района, куда мы ездили записывать биографические интервью и карагашский фольклор с Эльдаром Шамигулловичем Идрисовым и Лизой Барсковой из астраханского филиала РАНХиГС. Эльдар (слева от бабушки-информантки на второй фотке) там преподаёт, а заодно изучает карагашей и возглавляет Молодёжный центр ногайской культуры «Эдиге», а Лиза — его студентка, её на фотках нет, потому что это всё она сама и фотографировала.
Сегодня Растопуловка — крупнейший населённый пункт с преобладанием карагашей — особой группы ногайцев, подвергшихся сильному влиянию со стороны казахов, калмыков и татар. В Растопуловке карагаши жили не всегда, раньше они были рассеяны по маленьким аулам к северо-востоку от этого района, но в 1989 году среди этих аулов нашли серогазоконденсатное месторождение и начали строить газоперерабатывающий завод, который испортил экологию, и в итоге их расселили. Многих переселяли в райцентры и на окраины Астрахани, кто-то уехал к родственникам ещё в какие-то места, но наиболее концентрированно карагашей вывезли именно в Растопуловку, где раньше жили русские и казахи.
Вот растопуловская мечеть, вокруг которой возник интересный конфликт. Надо сказать, что у карагашей ислам традиционно был очень лайтовым, существовал в виде тонкого слоя формальностей на огромном пласте вполне сохранных доисламских традиций и верований. Свои муллы у карагашей были, но они играли скорее роль ведущих на праздниках и мудрых советчиков, чем священнослужителей с теологическими познаниями. Таким был и старый Зайнулла, первый мулла мечети с фотографии ниже, который несколько лет назад вышел на пенсию, потому что ходить в мечеть стало тяжело. Нового муллу назначили из центра, и это был молодой дагестанец, верующий куда более активно и ортодоксально, чем карагаши. Конфликт в том, что многие растопуловцы за глаза его называют чуть не террористом и ходить в мечеть теперь отказываются, а по самым важным вопросам так и ходят к старому Зайнулле домой.
Ниже — фотки наших информантов с их родственниками, Эльдар и в конце я на фоне бойкотируемой мечети.