Как будто цитата из ТА Ефремова, правда, в конце жизни он исправился, написав «Час быка» и «Таис Афинскую».
Внезапно, неэкологичный и расточительный автотранспорт Ефремов живописует и порицает как раз в "Часе быка"
И в "Лезвии бритвы" тоже выражаются некие двойственные чувства в отношении особо мощного легкового автомобиля.
А как же раньше на лошадях ездили в сколько-нибудь густо населённых местах, или конский навоз на улицах городов очень экологичен?
Так вот перестали же ездить на лошадях. Хотя уж если сравнивать с нынешними автомобильными загрязнениями, то м.б. навоз и экологичнее будет. Другой вопрос, что воняет очень уж. И таки тогда вопрос навоза на улицах людей реально напрягал.
Но вообще лошади были несколько избыточны - это была некая роскошь, простые люди на лошадях всё равно не ездили, а ходили пешком (и собственно размеры городов определялись как раз пешей доступностью для простого человека, пешехода), да и для перевозки грузов подходящее количество людей в качестве тягловой силы ничуть не хуже лошади, а может быть, и лучше. Сейчас же автотранспорт занимает такую нишу, что пешкодралом и рикшами его не заменить, т.е. это уже не роскошь, а необходимость - но в слишком расточительном исполнении.
А сейчас как будто всё в порядке, и никаких загрязнений будто бы нет. И будто бы основная масса самых критичных загрязнений от автотранспорта исходит из ДВС (нет).