Не «пропагандистский», а идеологический. Только вы не понимаете, что эта идеология была нужна не ЕС, а именно посткоммунистическим странам. После развала старой системы в начале 90ых был идеологический вакуум, и идея вступления его заполнила. Я искренне верю, что разница между Прибалтикой с одной стороны и Белоруссией/ Украиной с другой стороны совсем не в том, что кто-то «со знаком качества», а кто-то моськи беспородные, а в том, что в Прибалтике вступление в ЕС стало сплотившей общество национальной идеей. Поэтому несмотря на качание политического маятника движение в общем было поступательным в одном направлении.
Если принять то, что вы говорите (что идея вступления в ЕС заменила им коммунизм), то кто делал именно эту идеологию привлекательной для них? И почему вообще тому же Евросоюзу должно было быть дело до чьих-то хотелок? Я думаю, вот почему: помимо таких вот идеологических моментов есть моменты чисто прагматические, и когда принималось решение о том, чтобы эти страны в ЕС всё-таки принять, я думаю, трезво мыслящие люди оценили, кому это во что встанет и что это кому даст, вплоть до выгоды
конкретных карманов. Это не обязательно плохо, я тут не говорю, что что-то там делалось с целью ограбить, но всё имеет свою цену. Если они получали какие-то плюшки от ЕС, нужно понимать, что это не из-за "братства народов" и тому подобной идеологии, а потому что в ответ с них тоже могли что-то поиметь. Хотя бы ради того, что в Лондоне на стройках будут работать поляки, а не пакистанцы. И я не говорю, что это обязательно плохо - их же никто пинками туда не гонит, они вполне официально трудоустраиваются. Но это то, к чему они стремились, когда сплачивались вокруг идеи вступления в ЕС?
Я это к чему всё - идеология идеологией, розовые мечты розовыми мечтами, но нужно считать и прикидывать, прежде чем куда-то суваться. Потому что может выйти, что оставить как есть окажется более хорошим вариантом. Ну а если вступить куда-то действительно лучше, то нужно вступать с полной уверенностью, имея чёткие основания, а не потому, что вскружили мозги обещанием кисельных берегов.