2 рода в анатолийских - изначальное состояние?
Анатолийская система рода основана на двух классах: одушевлённом и неодушевлённом (также называемом общим и средним). Праанатолийский язык почти наверняка не унаследовал отдельный женский класс согласования от ПИЕ. Двухродовая система была описана как слияние мужского и женского рода после фонетического слияния протоиндоевропейских основ a с основами o. Однако открытие группы унаследованных существительных с суффиксом *-eh₂ в ликийском и, следовательно, праанатолийском языке вызвало сомнения относительно существования женского рода в ПИЕ. Женский род, обычно помеченный -ā в неанатолийских индоевропейских языках, может быть связан с деривационным суффиксом *-h₂, засвидетельствованным для абстрактных существительных и коллективов в анатолийском языке. Суффикс принадлежности *-ih₂ встречается редко в анатолийском, но полностью продуктивен как женский маркер в тохарском. Это говорит о том, что анатолийская система рода является исходной для ИЕ, в то время как классификация женского-мужского-среднего рода в тохарских + основных ИЕ языках могла возникнуть после разделения по половому признаку в классе тематических существительных, чтобы обеспечить более точное отслеживание ссылок для мужчин и женщин.
Вообще есть такая штука, как прилагательные одного и двух окончаний в латыни, греческом и прочих древних языках, которые намекают, что родов как таковых в ПИЕ не было вообще, вместо них были классы активности/неактивности.
Вначале произошёл сплит общего и среднего рода, а потом уже общий род в связи с классификацией по семантике раделился на два рода, которые в конечном итоге стали обозначать мужской и женский пол. Но это уже позднее преобразование, что-то наподобие "злий собака".
Лично моё мнение - в анатолийских было три рода, которые уже вторично упростились до двух.
Анатолийские языки не то чтобы прям проявляют сильные признаки креолизации, но очень сильно чувствуется на них влияние окружающих языков. Это как древнеперсидский и осетинский - да, языки родственные, есть что-то общее, но что-то с осетинским не так. Сюда же до кучи для сравнения можно запихнуть армянский - та же история, что и с осетинским.
В анатолийских просто дохерища своих инноваций, чтобы на них ориентироваться как на эталон.
Если совсем просто - анатолийские сейчас идеализируют точно так же, как когда-то санскрит.