Author Topic: Канадские руны или как важно всё проверить  (Read 77 times)

Offline Владимир

  • Гуру форума
  • Трижды герой
  • *****
  • Posts: 38319
  • Карма: +6092/-107
    • View Profile
В 2018 году в лесу у канадского города Вава в провинции Онтарио нашли руническую надпись.

255 рун футарка на скале, а рядом изображение лодки с 16 людьми. Открытие само по себе удивительное – город Вава это не прибрежный район, а самый запад Великих Озёр. Неужели викинги и до туда добирались (очевидно, купив билеты на Авиасейлс)?

Ну, местные желтые СМИ так и написали… А потом в дело вступили историки, и, как обычно, всё испортили. Конкретно тут ответственны канадский археолог Райан Примроуз и шведский рунолог Хенрик Уильямс. Они работали над надписью целых 7 лет, и выяснили, что викинги тут не при чем, увы.
Рунами в Скандинавии писали и после принятия христианства. Ими пользовались всякие скандинавские оккультисты, но не только. На них вполне могли записывать и Библию.
Конкретно надпись, которую нашли в Ваве — это текст молитвы «Отче наш» на шведском языке. Хенрик Уильямс, покопавшись по архивам, даже нашёл оригинал надписи — оказалось, в 1611 году существовала руническая книга молитв именно с таким текстом.

Но тогда кто оставил эту надпись? Оказалось, что в 19 веке Компания Гудзонова Залива, которая работала в здешних краях, нанимала на работу шведских гастарбайтеров. Швеция тогда была бедной периферийной страной, чьи жители нанимались на работу всюду — от США до Российской империи. И анализ надписи показывает, что она действительно сделана 200 лет назад.

Сам Уильямс, кстати, даже сказал журналистам, что сам немного разочарован тем, что это оказались не викинги. Но факты есть факты. Да и на самом деле главная загадка — зачем шведские гастарбайтеры посреди леса долбили молитву — осталась. Ну ждем, когда про это снимут хоррор.

https://tgstat.ru/channel/@redroomtext/1385

Offline Leo

  • Posts: 25381
  • Карма: +959/-3850
  • Лео Λεω ليو ליו ლეო Լեօ लेओ லெஒ ⵍⴻⵓ ܠܝܘ ሌኦ ⲗⲉⲟ りお
    • View Profile
Факт открытия викингами Северной Америки до Колумба был признан еще в прошлом столетии, хотя это признание опиралось только на средневековые скандинавские саги, передававшиеся из уст в уста и впервые записанные в тринадцатом столетии.
Всех удивило, что содержание саг вдруг было подкреплено «каменным» документом, свидетельствовавшим, что норманны задолго до Колумба побывали на североамериканском континенте.
В конце 1898 г. шведский эмигрант фермер Олаф Охман недалеко от Кенсингтона в штате Миннесота нашел под корнями осины большой обтесанный камень. Камень имел приблизительно 75 см в высоту, 40 см в ширину и толщину около 15 см. Он напоминал могильную плиту. Десятилетний сын фермера первым заметил, что на камне высечены странные письмена. Для экспертизы пригласили соседа, и началась затянувшаяся до наших дней дискуссия о «Кенсингтонском камне». В ней с энтузиазмом приняли участие люди самых различных стран гспециалисты и любители, профессионалы и непрофессионалы. Надпись на камне скандинавские руны — вскоре расшифровали. Она гласила: «[Нас] 8 готов [то есть шведов] и 22 норвежца [участников] разведывательного плавания из Винланда на запад. Мы остановились у двух шхер в одном дне пути к северу от этого камня. Мы [ушли] на один день и ловили рыбу. Потом мы вернулись, нашли 10 [наших] людей окровавленными и мертвыми. [Благоденствуй, Дева Мария], избавь нас от зла! Десять человек из нашего отряда остались у моря, чтобы присматривать за нашими кораблями [или за нашим кораблем], в 14 днях пути от этого острова. Год 1362».
С самого начала мнения резко разделились. Одна группа со всей категоричностью заявляла, что камень — это подделка. Другая с неменьшей категоричностью признала его подлинным. В то время появилось множество совершенно фантастических, но снабженных «достоверными» доказательствами историй о высадках викингов. По этому поводу Лоуренс Стифил, профессор истории в Миннесотском университете, проживавший недалеко от места находки камня, сказал в 1965 г., что спор очень напоминает ему метод творчества, изложенный великим юмористом Марком Твеном в предисловии к рассказу «Притча о лошади». «Я снабдил эту книгу некоторыми анахронизмами, выдуманными историческими событиями и т. п., чтобы помочь себе в изложении трудных мест. Это не моя идея. Я заимствовал ее у Геродота. Геродот говорил — во всяком случае, так пишет Марк Твен, — что лишь очень немногие события происходят в нужное время, а масса событий и вовсе не происходит. Поэтому задача сознательного историка состоит в том, чтобы втихомолку устранять эти недостатки»3.
Не входя в рассмотрение детальной и часто весьма остроумной аргументации приверженцев обеих сторон, сообщим читателю лишь о двух из многих опубликованных к настоящему времени книгах, где собраны и яростно защищаются все «за» и «против». «За» выступаетЯлмар Род Холанд, ставший в 1907 г. владельцем «Кенсингтонского камня» и посвятивший всю свою жизнь защите его подлинности. Он написал о камне много книг и самую значительную из них назвал: «Доколумбов крестовый поход в Америку» (Нью-Йорк, 1962 г.). Наиболее солидная работа, направленная «против», вышла из-под пера профессора скандинавских языков Калифорнийского университета Эрика Валгрена, скандинава по происхождению, подчинившего свои национальные чувства научной добросовестности. Его книга называется: «Кенсингтонский камень — разгаданная тайна».
В наши дни большинство компетентных ученых считают «Кенсингтонский камень» подделкой и относят его не к 1362 г., а к XIX столетию. Их доводы солидны и убедительны. Но следует иметь в виду, что это всего-навсего косвенные улики. Прямого доказательства подделки камня добросовестный Валгрен так и не смог привести, ибо он не сумел ответить на вопрос: кто и зачем подделал камень? Особый интерес представляет вопрос «зачем», то есть о возможных мотивах подделки.
ᎴᎣ 레오 ਲੇਓ లెఒ ලෙඔ ಲೆಒ ലെഒ လေဩ লেও ଲେଓ લેઓ ลเโ លេអុ ལེཨོ ລເໂກະ