Ну что ж, вот и годовщина начала кошмара. Уже целый год. Конечно, несколько кощунственно говорить об этом так, потому что по миру в разных местах кошмары такого рода и были, и продолжаются, принося страдания миллионам, десятками, сотнями миллионов людей. Но нам, естественно, особенно близка эта война, потому её выделяем. Помню то ужасное утро, помню, как проснулся совершенно спокойный, открыл Фейсбук, сначала не мог сообразить, о чем пишут, а потом стал сразу же звонить маме в Одессу. А жена, услышав, что я проснулся, пришла с кухни в слезах, так как уже знала, что происходит. А я еще за день до того убеждал некоторых людей в той же Одессе, что ничего не будет, рассуждал о том, что войска на границах собраны исключительно для психологического давления на Украину и других участников событий. Стыдно за то, что вводил их таким образом в заблуждение, хотя сам был в заблуждении, конечно. Правда, когда 23-го прочел о том, что работники одесского консульства РФ покинули его, сняли флаг и сожгли часть документов, понял, что ситуация может быть серьезнее, чем я думаю.
Конечно, всё началось не 24 февраля 2022 года, предпосылки появились гораздо раньше, и не только в Кремле дело. Но конкретно решение о нападении на Украину - это уже непосредственно и только вина того/тех, кто это решение принимал. И его/их же вина во всех последствиях. В том числе и для самой России, которую втянули в совершенно ненужную для нее и катастрофическую войну, последствия чего миллионам людей еще расхлебывать и расхлебывать. Но кому-то расхлебывать, а кто-то уже мертв. А кто-то пережил Мариуполь, и я не знаю, когда эти люди по-настоящему отойдут от того ада, через который прошли. И в Украине еще кучу всего восстанавливать, а многие люди потеряли свои настоящие дома навсегда, они сейчас только привыкают к тому, что дом теперь в другом месте. Впрочем, часть этого - вопросы будущего, потому что, увы, спустя год всё продолжается и пока не видно, чтобы приближалось по-настоящему к концу.
Сейчас также, наверное, уже мало кто вспоминает, как недели перед началом войны российская пропаганда на все лады высмеивала заявления из Украины и с Запада о том, что может быть нападение (помните, тогда популярным было слово "вторжение"? Потом оно быстро забылось), подчеркивала, что Россия никогда ни на кого не нападает и так далее. Цену всему этому все узнали утром 24-го, год назад.
А еще можно вспомнить самое первое заявление Путина. В котором подчеркивалось, что цели оккупировать Украину нет. Вскоре после чего начались именно оккупационные процессы: занятые территории, смена флага, администрации, введение рубля и так далее. И последующие заявления того же ВВП о том, что один из результатов войны - это появление новых территорий у России.