Политическое поведение русского и китайца радикально отличается
В Китае политика начинается с местного самоуправления, которое очень сильно развито. Да, по Конституции КНР — унитарное государство, но на самом деле — очень сильно децентрализованное. Да, решения принимаются в Пекине, но реализуются на местах, и очень сильно по-разному реализуются.
Поэтому китайца, прежде всего, интересуют дела на районе, где он живет и работает. Это примерно 70% его политических интересов. Причем, китайцы крайне политически активны на местном уровне, регулярно устраивают протесты по самым разным поводам, когда чиновники на местах косячат (а бывает это нередко).
Вопросы собственности (это вообще святое!), городского планирования, условий труда, экологии (офигенно актуально стало), вопросы образования и медицины, просто какие-то общие вопросы повседневной жизни — вот это всё крайне важно, и за это китаец любого порвет на части. Это обсуждается в парках и чифаньках, это сильно беспокоит людей.
Оставшиеся 28% — это дела города, провинции и экономики. Потому как китайская экономика — это больше провинциальный уровень, а не уровень всей страны в целом. На уровне страны изменения делаются очень небольшие и аккуратные (но когда курс юаня меняется, все сильно истерят — это да). А вот на уровне провинций движухи много, и она влияет на карман — это важно.
Остальные 2% — это чего там говорят в Пекине. Потому что Пекин далеко, и… да ничего там особо не говорят: таков стиль китайской публичной высшей политики — тщательно следить за словами и говорить аккуратно. Поэтому большинству китайцев не так и важно, чего там сказал товарищ Си. Куда важнее, как его услышали местные деятели и чего наворотят? А иногда они могут наворотить такого, что уши дыбом — надо внимательно следить.
Международная политика среднего китайца не интересует вообще. Да, когда Трамп вводит тарифы или обвиняет КНР в создании Ковида — это интересует, конечно. Когда чертовы филиппинцы опять лезут на острова Наньша — очень волнует тоже. Когда Ненси Пелоси летит на Тайвань — ух! Чертова ведьма, чтоб она сгорела — сильно-сильно беспокоит!
Но в основном — вообще плевать. Международные новости, которые откликаются в душе китайца хоть как-то, бывают очень редко. Пару раз в год, в лучшем случае (но не про тарифы Трампа, это важно, это про деньги).
«Жена Макрона, возможно, мужик» — китаец не знает никакого Макрона, и что у него вообще есть жена.
«Израиль начал операцию в Газе» — какой Газе? Где это вообще? За кого китаец? Ни за кого. У кого флаг красивее, вот за того, а в целом плевать.
«В Ярославле сгорел нефтезавод» — это вообще бессмысленная фраза какая-то. Во вселенной среднего китайца понятие «Ярославль» отсутствует как класс. Это звучит как «На планете Нибиру закончились пряники».
И так далее.
Поэтому всегда так умиляют попытки «российских политологов» натянуть политический профиль среднего русского на среднего китайца. Русского действительно сильно заботит, как там дела в Гондурасе и кто с кем воюет в Судане. Китаец понятия не имеет, о чем речь — это для него совершенно неважно.
Не менее прозаическое отношение у китайца и к истории. Китай вообще направлен в будущее, и по прошлому совсем не тоскует, а потому и не особо им интересуется. Поэтому говорить, что «китайцы ненавидят британцев за Опиумные войны» — это прям совсем глупость. Китаец живого британца не видел никогда, а если и видел, то для него это был просто лаовай, а не британец.
Лаоваи бывают вообще всего двух типов:
• белые лаоваи — приезжают из Европы, они хорошие.
• черные лаоваи — приезжают из Африки и они плохие (ну, кроме Обамы — он самый лучший президент США, конечно. А черный он непонятно почему, каприз Небес).
Ах да, есть ещё японцы, вьетнамцы и южные корейцы — они, конечно, сволочи. Есть ещё индийцы — они вообще не люди. И, конечно, есть всякие урюки мусульманские — они бегают с ножами по вокзалам, режут детей и хотят забрать Синьцзян, чтоб они все сдохли. На этом геополитические взгляды китайца оканчиваются.
https://tgstat.ru/channel/@daokedao/41420