Знаете, церковь-коллаборационист, у которой благодаря тому, что она всячески поддерживала завоевателей, нарисовались такие привилегии, каких, возможно, никогда не знала ни одна другая церковь в Европе, — чепуха уже не простая: при Иване III этой чепухе принадлежала треть всего земельного фонда тогдашней России. И чепуха не наелась, а продолжала получать по завещанию, захватывать, покупать, отсуживать, отбирать за долги всё новые и новые земли, и это при её «иммунитетах», т. е. её привилегии не платить налоги. Т. е. церковь становилась всё богаче а государство, соответственно, всё беднее. Даже если на минуточку поверить попам, что богатства церкви суть имущество вдов и сирот, т. е. что церковь исполняет, так сказать, функции министерства социальной защиты, — всё равно получалось, что государство существует для содержания бедных, а не для осуществления национальных целей. Короче, с РПЦ уже тогда надо было что-то делать, а это было сложно. РПЦ всё-таки поотбивали загребущие ручонки, как того и хотел ещё Иван III, только произошло это спустя много поколений после его смерти и при царе совсем другой династии.
Если вы мне хотели доказать, что Церковь не чепуха, надо было приводить не этот пример с откровенной мафией в рясах, а Святой Престол в роли ООН для Средневековой Европы. Энивей Церковь так же как и тоталитарные государства, чьей заменой она была до их появления, совсем не то, чем пытается казаться и выполняет совсем не ту роль, что заявлена, а в последние века вовсе выродилась в смешную декорацию (либо в никчёмную террористическую сеть в случае исламистов) и как современный человек я только через эту призму декоративности, абсурдности и могу её воспринимать.