Правила постановки ударения в латинском языке из Institutio oratoria Марка Фабия Квинтилиана, жившего в 1 в. н.э. (35-100 гг).
In omni voce acuta intra numerum trium syllabarum continetur, sive eae sunt in verbo sole
sive ultimae, et in iis aut proxima extremae aut ab ea tertia. trium porro, de quibus loquor,
media longa aut acutaaut flexa erit; eodem loco brevis utique gravem habebit sonum,
ideoque positam ante se id est ab ultima tertiam acuet. Est autem in omni voce utique acuta sed nunquam plus una nec unquam ultima ideoque in
disyllabis prior. Praeterea nunquam in eadem flexa et acuta, quoniam est in flexa et acuta, itaque neutra
claudet vocem Latinam. Ea vero, quae sunt syllabae unius, erunt acuta aut flexa, ne sit aliqua vox
sine acuta.
В любом слове слог, имеющий акут, содержится в числе трёх слогов, без различия, только они ли имеются в слове или являются последними в нём, и среди них он или предпоследний, или стоит на третьем месте от конца. Далее, из трёх, о которых я говорю, средний слог если он долог, может иметь или акут или циркумфлекс, а краткий слог, находящийся на том же месте, всегда будет иметь низкий звук и тем самым повышать тон того слога, который стоит перед ним, т.е. третьего от конца. Но в любом случае, в каждом слове всегда есть акут, однако не более чем один, и не на последнем слоге; в двусложных словах, стало быть, он стоит на первом. Кроме того, никогда в одном слове не могут быть одновременно акут и циркумфлекс, сколько бы подходящих слогов в слове не было; и как уже сказано, ни тот, ни другой тон не может быть на последнем слоге. Каждый же акцентируемый слог должен быть или с акутом, или с циркумфлексом, чтобы не было ни одного слова без ударения.