Если принять то, что вы говорите (что идея вступления в ЕС заменила им коммунизм), то кто делал именно эту идеологию привлекательной для них?
А вам не очевидно? После открытия границ у людей спала пелена с глаз и они увидели в какой заднице они жили всё это время, и дело даже не в дефицитах было. У нас это вылилось в очень простой и понятный лозунг: «хотим жить как в Швеции». А где Швеция? Так что идея вступления была очень интуитивна и общепонятна.
И почему вообще тому же Евросоюзу должно было быть дело до чьих-то хотелок? Я думаю, вот почему: помимо таких вот идеологических моментов есть моменты чисто прагматические, и когда принималось решение о том, чтобы эти страны в ЕС всё-таки принять, я думаю, трезво мыслящие люди оценили, кому это во что встанет и что это кому даст, вплоть до выгоды конкретных карманов.
С этим никто не спорит. Но встаньте на место ЕС: практически за ночь у них на востоке обозначилась Сев. Корея ободранных, голодных, злых и отчаявшихся восточноевропейцев. Идея вступления дала Восточной Европе надежду и потенциально остановила хаотические потоки мигрантов, которые уже начали штурмовать германскую и австрийскую границу. Чисто прагматически Западной Европе Восточная Европа вышла в крупный плюс: дешевая, квалифицированная рабочая сила под носом и абсолютно новые рынки сбыта. Эдакий мини-Китай под боком, но ЕС нужна была передышка, таймаут, чтобы переварить новых европейцев. Растянутый во времени процесс вступления (15 лет по факту) прекрасно с этой задачей справился. Все те, которые жалуются на польских сантехников, кривят душой: если бы не расширение, сантехники всё равно приехали бы, и возможно даже раньше и с участием криминальных структур. В западной Европе демографическая яма и нужны рабочие руки и плюс есть заработки, восточноевропейцам нечего терять было.
Но это то, к чему они стремились, когда сплачивались вокруг идеи вступления в ЕС?
стремились «жить как в Швеции», если для этого надо поработать на стройке в Лондоне, почему бы нет? И кроме того, вы сильно недооцениваете нашего брата: многие осели не на стройках, а в виде офисного планктона. Но даже если стройки — если вы намекаете, что была уверенность, что вступим и халва в рот начнет сама заскакивать, то нет, не было такого. Отставание от Европы было таким колоссальным, что иллюзий не было. Однако что было, это то, что люди хотели иметь
шанс жить как в Швеции. И этот шанс вполне есть, многие даже лучше живут средних шведов. А вот в начале 90ых сама мысль равняться на Германию или Англию была чем-то из разряда марсианской топографии. Простой пример: сейчас средняя литовская семья приблизительно в 2 раза беднее немецкой семьи. Да, беднее, но несмертельно, да и зарплаты в Литве растут на 3-5% в год быстрее, чем в Германии. 15-20 лет и доходы выровняются. А теперь заглянем в не столь отдалённый 92 г. Средняя зарплата в Германии 3 тыс марок (1500 евро), в Литве 14 долл (16 евро)
— разница почти 100 кратная. Не видят прогресс только слепцы.