По опыту наблюдения за разными сельскими школами Астраханской области могу сказать, что ситуация с родными языками в той или иной школе в огромной степени зависит просто от личности и мотивации учителя.
В прошлом году был в сёлах сопоставимого размера, равноудалённых от города. В одном около 98% населения — казахи, в другом — 67% переписных татар, среди которых большинство на самом деле юртовские ногайцы, принявшие татарскую идентичность, и помимо них есть казахи, цыгане, русские и собственно переписные ногайцы.
В почти моноэтничном казахском селе казахский до какого-то момента был вообще обязательным предметом, но преподавался плохо и лениво, и в итоге сами родители-казахи попросили у своих детей его убрать, чтобы у них было больше времени на английский (sic), ставший обязательным предметом для ОГЭ. Казахский убрали.
В татарско-ногайском селе с заметными меньшинствами татарский был и остаётся факультативом, но ведёт его ужасно уважаемая и пассионарная женщина, к тому же главный методист района по родным языкам. Так несмотря на факультативный статус, на эти уроки ходят все дети села, включая даже нетатар. А чтобы обосновать такую политику, тётенька мне с гордостью рассказывала прекрасную историю про своего русского ученика Лёшу, которые вынес с её уроков основы татарского, а потом ушёл служить на флот и был там фаворитом капитана судна, потому что капитан был татарин и Лёша его радовал родной речью)