Чем?
Тем, что свобода слова ограничивает тоталитарную пропаганду, свобода выбора не позволят какому-то бездарному ничтожеству сидеть по четверть века во власти. А что даёт свобода не знать госязык, кроме дешёвых понтов?
Если бы в результате очередной чудо-балканизации Ставрополье отошло Кавказскому имамату, и тамошнее руководство с молчаливого согласия большинства (населения страны в целом) ввело бы обязательное ношение паранджи и чтение молитв пять раз в день, вы бы тоже предложили тамошним русским заткнуться и не раскачивать лодку?
Эта аналогия была бы верной, если бы русский язык запрещали во всех сферах, в т. ч. в быту, но на деле имеет место перераспределение части коммуникативной сферы, появляется ситуация диглоссии (даже не билингвизма). А верная аналогия такая: если бы какой-то русскоязычный регион отошёл к любой стране и его руководство заявило о необходимости в связи с этим ввести русский в качестве государственного, т.к. народ не желает учить тамошний убогий язык, то в любой стране посоветовали бы помолчать в тряпочку.
Беломорканал тоже рыли силком. Это значит, что использовать рабский самоубийственный труд заключённых — это нормально, и все крупные сооружения должны возводиться именно таким образом?
Вы считаете, что утверждение о строительстве пирамиды Хеопса с помощью рабского труда как-то оправдывает сталинский режим? Имела место констатация факта, что в большинстве стран государственный язык был введён сверху, волюнтаристским путём, и в плане лингвистической ситуации РИ/СССР/РФ ничем от них не отличается, это не страна розовых пони.
у второго вообще нет никакого стимула что-то менять кроме искуственного давления со стороны государства.
Давление государства всегда искусственно, естественное давление бывает только в глупых брошюрах. А стимул простой: хочешь избирать и быть избранным (т.е. участвовать в политической жизни в рамках данного гос-ва) — учи госязык, не хочешь — не учи.